Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



22.01.2022 17:22
492
О возрождении любимого жанра

Жанр исторического детектива не так уж экзотичен в литературе бывшего Советского Союза, а ныне ‒ России. Пожалуй, у нас он даже более распространен, нежели в других странах, где развивался давно и плодотворно. Для начала нашего исследования следует дать определение этому направлению. Исторический детектив ‒ это поджанр детектива, события которого разворачиваются в прошлом. Также допускается прием, когда современный сыщик занят расследованием событий и преступлений из далекого прошлого. По сути это исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.

В нашей стране исторический детектив развивался довольно успешно, рождая занятные произведения о древней, новой и новейшей истории России и республик бывшего Союза. Оно и понятно ‒ история освоения этого огромного пространства содержит множество «темных пятен», насыщена событиями, дающими пытливому исследователю богатейшую пищу для обобщения и осмысления, творческих поисков и интересных сюжетов. Чем всегда и пользовались наиболее продвинутые авторы.

Советский послевоенный детектив

К истокам поджанра относятся аутентичные романы и «уголовные рассказы», созданные в XIX веке Николаем Ахшарумовым и Александром Шкляровским. Эти писатели по праву считаются основателями русского уголовного романа. Эстафету более чем удачно приняли Роман Антропов (цикл романов о сыщике Иване Путилине), Юлиан Семенов (цикл романов о советской разведке), братья Вайнеры (Визит к Минотавру, Эра милосердия).

Однако с середины 80-х годов XX века популярность исторического детектива в нашей стране стала угасать, а затем на десятилетие и вовсе пропала. Справедливости ради, следует уточнить, что в 90-е годы спрос на книжную продукцию вообще был невелик ‒ денежный голод позволял смотреть в сторону книжных прилавков лишь в том случае, если семья потенциального читателя была сыта, обута и одета. Единственным исключением тогда стали книги фантастического жанра ‒ в СССР они долгое время считались огромной редкостью и, воспользовавшись свалившейся свободой, первые частные издатели кинулись перепечатывать всю зарубежную фантастику, включая самую низкосортную.

О возрождении жанра исторического детектива заговорили в середине нулевых. Леонид Юзефович, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Валерий Жмак ‒ вот три столпа российской литературы, непосредственно «приложивших руку» к появлению лавинообразного интереса к почти забытой теме.

Исторический детектив

Леонид Юзефович избрал самый простой путь, вновь оживив великого русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Как сказал сам писатель: «Знаменитый в свое время сыщик Иван Путилин при жизни был фигурой загадочной и легендарной ‒ не то полицейский Дон Кихот, не то русский Лекок. Образ его безнадежно расплылся между этими двумя полюсами, реальный человек перестал существовать. К тому же за сорок лет, в которые он ловил воров и убийц, никому из газетных репортеров ни разу не удалось взять у него интервью… Приняв эстафету от Соронова и Романа Антропова, я написал романы: «Триумф для Венеры» («Ситуация на Балканах»), «Знак семи звезд», «Князь ветра» и др.» Романы неплохие, но как нам кажется, в них серьезно хромает политическая трактовка ситуации. И не только на Балканах.

Борис Акунин в своих произведениях сделал упор на художественную составляющую. Созданные им серии «Новый детектив», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра» написаны изящным и в то же время доступным языком. Романы изобилуют художественным вымыслом, однако каркас, на который нанизаны сюжеты, все же завязан на реальную историю соответствующей эпохи.

Советский послевоенный детектив

Романы Валерия Жмака, будь то серия о московских сыщиках или знаменитые новеллизации о советских космонавтах (Время первых) и морячках (Ледокол), о легендарном футбольном вратаре (Лев Яшин) или о герое Второй Мировой войны (Летчик Девятаев), являются образчиками исторической достоверности. В одних его произведениях авторский вымысел сведен к минимуму, в других присутствует лишь для того, чтобы заполнить белые пятна в судьбах главных героев. Осмысленное и глубокое знание описываемой эпохи, трогательное внимание к деталям и мелочам, прекрасные сюжеты и легкий язык ‒ вот отличительные черты всех произведений Валерия Жмака. Издающаяся с 2019 года серия «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив» является образцом современного исторического детектива. И главная заслуга возрожденного жанра, безусловно, принадлежит ее ведущему автору.

Автор: Петр Зиньков

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

Хрущев не признавал его творчество, а он добился мирового успеха и поставил генсеку памятник: Эрнест Неизвестный
0
Любовь к сирени, десятки тысяч картин и выставка в Кремле: Чем запомнился миру акварелист Сергей Андрияка
0
Что означает жест скрещенные пальцы и в каких странах лучше этого не делать
0
Зачем жители Южной Кореи бросают в реку пластиковые бутылки с рисом, и почему это вызывает так много споров
0
Как изобретение эксцентричного Никола Теслы свело его в могилу: «Башня мечты»
0
Чем прославилось авcтралийское печенье Анзак и почему из-за него можно попасть в тюрьму
0
О чем рассказали ученым загадочные иероглифы в пещере в Турции, которым больше 3500 лет
0
Платье-иллюзия, о цвете которого спорил мир: Кто его носит и почему её зятя обвиняют в покушении на убийство
0
За что не любил и считал нескромной Ирину Алферову режиссер Захаров, а красавица-актриса ждала ролей 17 лет и боготворила мэтра
0
Черные носки, джинсовые жилеты и  ещё 5 простых и эффектных трендов грядущего лета
0
«Я его задушила»: Почему в расцвете лет трагически оборвалась жизнь Николая Рубцова, которого называли вторым Есениным
0
Князь женился на торговке, а она оставила ему 7 детей и сбежала с любовником-гувернёром: Кровавое дело четы Грузинских
0
В чём главный секрет Ингушских башен Северного Кавказа, которым более 4000 лет
0
Гоголь описывал галлюцинации, а Бетховен писал музыку в такт аритмии: 7 гениев, которым помогали творить их болезни
0
Советский вестерн "Белое солнце пустыни": почему наложницу играла путана, как Петруха срывал съемки, а Луспекаев истекал кровью
0
Развелся и проводит время с 67-летней мамой известного певца, хотя называл себя однолюбом: Александр Балуев
0
Веселил других, а сам страдал: Испытания и потери главного лоботряса советского кино Алексея Смирнова
0
Женщина оказалась на необитаемом острове с 4 мужчинами и единственная смогла выжить: За что её травили в прессе
0
Он много лет молил Бога о сыне, а после хотел умереть вместо него: Как выглядит чудом выживший сын Юрия Батурина
0
Что было в моде у кремлёвской элиты: От шапок-пирожков до английских плащей
0
В 14 выгнали из школы, в 24 вышла замуж за Мао, а в 77 влезла в петлю в тюрьме: жестокая диктаторша Цзян Цин
0
Кто стал прототипом брошенного мужа булгаковской Маргариты, и Как сложилась его реальная жизнь
0
Парень потерялся в океане, попал на остров и узнал о судьбе пропавшего 65 лет назад родного дяди
0
Как музыка спасла жизнь узнице концлагеря Наталье Карп и её сестре: Реальная история пианистки из «Списка Шиндлера»
0
Как выходец из крестьян Василий Чуйков переиграл блистательного генерала Паулюса под Сталинградом и изменил ход войны
0
Как китайские художники исчезают в окружающем ландшафте и зачем они это делают: Лю Болин и Ван Лян
0
Почему супруга эсэсовца целовала руки советскому пленному: Как попавший в концлагерь врач обвел нацистов вокруг пальца
0
Откуда в Самаре появился дом со слонами, что в них замуровано и другие легенды о доме купца Головкина
0
Скупали иконы, продавали валюту: Кто из советских актёров сидел за решеткой и за какие преступления
0
Как немецкий рэпер перепел песню из «Чебурашки» и набрал миллионы просмотров, и Почему обиделись наследники Шаинского
0